Умение «читать» фотографию

     В советское время бытовало мнение, что существует старый и довольно устойчивый предрассудок: о фотографии не говорят, ее смотрят. Приверженцы этого мнения считают возможным изредка отпустить то или иное замечание по поводу технических особенностей снимка — не больше.

   Сейчас же фотография стала повсеместной, фотографируют все, события, людей, еду и т.д.  Но качества от такой массовости не прибавилось. Людей не волнует художественная составляющая, чаще пытаются впечатлить экстримом, роскошью, чем то необычным. Причем  эта тенденция все более усиливается.

     Чаще всего в своей массе фотография бессодержательна и пуста, когда в ней заключена лишь работа камеры, но не работа мысли и чувств человека. Тут уж и самая виртуозная техника неспособна выручить: пустота даже в совершенном техническом исполнении остается пустотой.

     В рассуждениях о фотографии я исхожу из того, что она является (или может таковой стать) формой художественного творчества, а не простой фиксацией действительности. Это может значить, что на снимке мы увидим не только выхваченный и запечатленный отрезок существующей действительности, но и образное осмысление фотографом. По снимку даже можно понять характер фотографа, его настроение в тот момент, когда он нажал на кнопку своего фотоаппарата. Ну, а поскольку в фотографии, в отличие от других форм творчества (например в музыке), не существует образности отдельно от самих фотографий, то для понимания художественного смысла снимка, нужно прежде всего его увидеть, «прочесть», точнее даже прочувствовать в представленном автором изображении.

     Примеров прочтения фотографии очень много, и я думаю стоит учиться у мастеров прошлого, но конечно каждый находит в произведении искусства что то свое. Очень интересна книга Лапина А.И. «Фотография как». Я приведу небольшой отрывок из книги.

     Снимок В.Филонова — не простое противопоставление мальчика и старика как «молодости» и «старости». Его содержание не так однозначно, искать его нужно в сильнейшем эффекте обратной перспективы. Мальчик находится перед стариком, а зрительно воспринимается как вырезанное в темном фоне отверстие. В этой метафоре и спрятан смысл фотографии. Белая фигура нереальна, она находится одновременно как бы и спереди и сзади.

     Чтобы понять смысл, чаще всего недостаточно просто смотреть на фотографию. Нужно прочувствовать ее и осмыслить, необходимо свои ощущения и впечатления суммировать, выделить в них главное, которое и будет сутью и основой образа в этой фотографии. При этом нужно всегда помнить, что в любой хорошей фотографии, как и в другом произведении искусств, образ неоднозначен. И при каждом восприятии смысл может раскрываться и меняться, открывая новые образы, которые в нем заключены.

    Поэтому  не следует удивляться, что одно и то же произведение фотографии оценивается по-разному: особенность всякого творчества предполагает это. Скажу даже больше: однозначность восприятия образного смысла фотографии является первым признаком того, что мы имеем дело  с не очень глубоким и многогранным творчеством.

    Многообразие Возможных прочтений хорошей фотографии не означает, что она лишена четкого последовательного авторского замысла и единой главной мысли. Важно чтобы эта мысль, суть не подавалась прямо в «лоб», чтобы сама фотография не низводилась до уровня элементарной иллюстрации этой мысли. Последовательность и целостность взгляда фотографа на любимую им тему влечет за собой и художественно-образное единство.

     Для лучшего понимания визуального искусства я советую ходить на выставки живописи и фотографии, читать книги по искусству, обсуждать его.