Портрет

     Портрет — один из самых часто используемых жанров фотографии как современной, так и в прошлом. Это и понятно. Люди хотят оставить память о приятных людях и о себе. Как и в других жанрах, фотографический портрет несет в себе художественную сторону и документальную. Люди внешне меняются в течении жизни, поэтому интересно отразить такое изменение и посмотреть на себя и других. Увидеть, как близкие и знакомые люди выглядели в прошлом.

    Современная портретная фотография, которую мы видим в огромном количестве в социальных сетях, в большинстве своем имеет очень мало общего с искусством или художественностью.
Давайте разберемся, что такое портрет. Портрет (произошло от фр. слова portrait) — это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира. Или вот еще одно определение — Портрет (франц. portrait, от устар. portraire — изображать), изображение (образ) какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в действительности. Теперь возникает вопрос, что такое образ? Кажется что очень простой вопрос, но не каждый сразу на него ответит. ОБРАЗ в философии, это результат отражения объекта в сознании человека. Если по простому, то это история об объекте, сжатая в чувство в нашем сознании.

     Получается, для хорошего портрета недостаточно просто воспроизвести облик человека на фото, необходимо перенести его внутренний мир на фотографию, и это задача посложней простого нажатия на кнопку фотоаппарата. К тому же, как и любой другой жанр, хороший портрет невозможен без композиции.

     В современной фотографии важное место занимает достижение полного сходства изображения с внешним видом портретируемого. К сожалению фотографии, сделанные в фотоателье зачастую очень далеки от идеала и часто можно услышать жалобы, что в паспорте люди себя не узнают. И ведь действительно их продукция производится поточным методом, обычно в спешке, стандартно, и на индивидуальный вдумчивый подход не остается времени. И это конечно сказывается на конечном результате такой работы.

       Очень редко профессиональный портрет получается художественным, потому что очень редко мастеру удается создать удачный образ портретируемого, хорошо передающий индивидуальность и все нюансы. Но вот происходит очень занимательное и удивительное – современный профессиональный фотоаппарат, который по идее способен сделать точную копию, часто подводит фотографа и вместе с ним заказчика: требуемое сходство полученного фото изображения и оригинала отсутствует и зачастую человек на снимке получается просто неузнаваемым. Но объяснить это достаточно просто. Самая частая причина — фиксация на фото случайного, нехарактерного для человека выражения лица, т. е. проходной фазы движения лицевых мышц. Человек может чувствовать себя напряженно, пристальный взгляд объектива фотоаппарата сковывает его, фотографируемый чувствует себя «не в своей тарелке».

     Но важнее следующее: практическая съемка показывает, что даже академически верно переданная пластика объемов лица, грамотно выставленный свет, и зафиксированная характерная фаза движения тоже могут не обеспечивать достаточной выразительности портрета и его полного сходства с фотографируемым. Так вот возникает вопрос, что же в основном передает в фотографии истинное сходство и индивидуальность человека. Ответ лежит в определении портрета – нужно передать образ, то есть внутренний мир человека, его душу.

      Поиск образа начинается в внешнем облике, характерной для человека позе, удачно схваченном взгляде, жесте. Помогают также элементы обстановки, связанные с портретируемым, его деятельностью, различные предметы обихода, фон. На этом пути творческого поиска портрет начинает приобретать некоторые черты художественности и правдивости образа. Таким образом, фотограф сумеет добиться правдивого художественного изображения человека только в том случае, если правильно вычленит основные черты его характера и сумеет увидеть индивидуальные особенности, присущие фотографируемому. В итоге содержание портретного снимка не будет ограничиваться только изображением внешности, но наметится путь к созданию образа человека.

      Для работы над таким содержательным и выразительным портретом недостаточно нескольких минут, за которые обычно делается съемка, необходимо гораздо больше времени. Для начала важно более близкое знакомство фотографа с заказчиком, нужно знать его профессию, интересы, вкусы, важно уловить характерные для него выражение лица, позы, жесты, индивидуальные особенности. Так обычно работают художники-живописцы, так же должен действовать и фотограф-художник, если цель его творчества — создание художественного портрета.

     Конечно, таким высоким требованиям не может отвечать каждый портретный снимок, да и не к каждому фотопортрету они предъявляются. Чаще всего идет массовая, поточная продукция, портреты для чисто утилитарных целей, причем таких фотографий основная масса, это и школьный альбом, и фото на паспорт, удостоверение. Такие фото выполняют, и будут выполнять свои служебные задачи.

     Одна из основных проблем в современной цифровой фотографии, это ее доступность практически для всех. Очень многие, купив себе зеркальный фотоаппаратзаявляют, что они являются «профессиональными фотографами», хотя на самом деле большинство не только не имеют представления о настоящем фотоискусстве, но даже не знают простейшие правила построения композиции, не говоря уже о чемто более сложном.
    Много сейчас и технически подкованных фотографов. Они знают характеристики фотоаппаратов многих фирм, но при этом излишне полагаются на технику, думая, что если в руках  дорогой аппарат, то они и сделают качественное фото, забывая, что самое главное это наше видение и чувства, а техника это помощник, инструмент, как кисть и краски художника.
    Задача съемки человека, портретаэто передача его индивидуальности, неповторимых узнаваемых черт. Это главный признак жанра «портрет», его специфика. Поэтому и возникает определение портрета, как передача внешнего облика человека.
    Портрет (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить чтолибо черта в черту»). И действительно, в начале зарождения жанра портретом называли любое изображение, скалу, животных и т.д. А впервые называть портретом только изображение человека предложил  Андре Фелибьен в XVIII  веке.
    Но многие искусствоведы понимают это жанр гораздо шире, чем просто похожесть на изображаемое. Просто  передать облик недостаточно для портрета. Ведь главное в человеке не внешность, а душа, его внутренний мир, поэтому перед фотографом ставится задача передать суть, образ, что не так просто.
    Если для портрета так важно передать индивидуальность модели, ее образ, то уникальные черты как раз и являются доминирующими на снимке. Модель можно снимать в различной обстановке, в естественной бытовой сцене (жанровый портрет), во время какогото мероприятия, события (репортажный жанр), но какими бы выразительными свойствами не обладала окружающая обстановка или событие, они не смогут стать  самоценными в фотографии, они могут лишь дополнить образ человека.

Ершов Максим

сайт «фотоермак»