Ночная съемка

При ночной съемке обычно охотно используют не только источники света, но и освещение домов, тротуаров отраженным светом. Беспорядочные яркие световые точки самих источников света порой нарушают целостность композиции (рис. 1).

Рис.1 Собор Василия Блаженного

У фотографов, конечно, есть возможность устранить эти пятна ретушью в фотошопе, но гораздо интересней решить эту проблему другими способами и свести постобработку к минимуму. Например, стараться не включать в композицию яркие источники света, стараться чтобы ландшафт заполнялся отраженным светом.

Для ночной съемки лучше подойдет фотоаппарат с полнокадровой матрицей 36 × 24 (FullFrame), а еще лучше средний формат (рис.2).

Рис. 2. Размеры матриц фотоаппаратов — средний формат, полный кадр, кроп

Эти камеры снимают с меньшим «шумом» в сравнении с «кропнутыми» камерами, что объясняется просто – физический размер отдельного пикселя у них больше, и при длительной выдержке и высоких ISO идет меньше помех (в том числе от нагрева матрицы при длительной работе), камера способна уловить большее количество света.

Для съемки в больших городах ночью достаточно светло, много огней и здания часто имеют свою подсветку (рис. 3).

Рис. 3. Подсветка зданий

  Также много и отраженного света. В такой обстановке нужно только правильно подобрать экспозицию. Лучше всего снимать, используя штатив, который позволит не увеличивать ISO, а экспозицию выставлять за счет выдержки и диафрагмы.

Из этого следует логический вывод, что на такую съемку лучше брать светосильный объектив, желательно с фиксированным фокусным расстоянием, он дает более резкую картинку. При съемке со штатива желательно использовать спусковой тросик, либо ставить задержку спуска, чтобы избежать дрожания камеры.

При свете фонарей, стоящих на земле, в туманную погоду возникает много проблем для фотографа, так как объект окутан тончайшими капельками измороси, а находящийся поблизости источник света сильно их освещает. В этом случае нужно выбирать положение для камеры в стороне от источника света и не стоять на той же стороне, на которой находится фонарь, потому что здание тогда будет освещено лобовым, плоским светом. А такое освещение обычно дает значительно меньший эффект, чем игра светотеней, возникающая при скользящем свете.

Неоновый свет в сырую погоду тоже окружает объект ореолом ярко освещенных мельчайших капелек измороси, если это не входит в художественную задумку, подобные съемки надо производить в более холодную и сухую ночь.

Глубокой ночью вы не получите красивого неба, и поэтому самое лучшее время для съемки это «голубой час», или «режимное время» которое начинается вскоре после захода солнца. В это время небо окрашивается в синий цвет, даже в хмурую пасмурную погоду, освещается все равномерно, подсветка еще не будет так сильно выделяться. Чтобы точно знать, во сколько нужно быть готовым снимать (голубой час проходит очень быстро) можно скачать специальное приложение для телефона с андроид (одно из них так и называется «Золотой час»), также существуют приложения, показывающие поминутно где будет солнце и куда направлены тени.

Говоря о ночной фотографии, можно упомянуть о съемке с «проводкой», когда удачно показывается движение с размытыми огнями города (рис.4)

Рис. 4. Съемка автомобиля с «проводкой».

Также можно попробовать поэкспериментировать с огнями города, сделать абстракцию за счет «зуммирования»  объектива, главное нацелиться на центр кадра, и приближая картинку размыть окружающее пространство (Рис. 5)

Рис. 5 Съемка ночью с помощью зума