Фотография как разновидность изобразительного искусства

     В формировании творческой фотографии можно наметить несколько важных исторический направлений. В самом начале своего развития фотография, не имела своих собственных традиций, и долго искала опоры в живописи. Другое направление это история поисков собственного, чисто фотографического языка, своих средств выразительности, специфических возможностях воспроизведения действительности. Еще одно важное направление – это развитие документальной фотографии, и главная его ветвь это фотожурналистика.

    Когда в 1839 году на светочувствительных серебряных пластинах Даггера появились первые закрепленные световые изображения, эти фотографии показали знаменитому художнику Полю Деларошу. Посмотрев принесенные светописные изображения, он сказал «Живопись умерла с нынешнего дня». И вслед за этим заметил , что это открытие «окажет услуги искусствам». Так возникли связи фотографии с живописью. На долгие годы появилась привычка сравнивать фотографии с картинами художников. Первым жанром, в котором фотография объявила себя искусством, был портрет. Небольшого размера дагеротипные портреты, чаще всего в форме овала, напоминали бытовавшие в то время изображения акварелистов. Фотографирование на стеклянных пластинах с последующим печатанием позитивов на бумаге позволяло фотографам заимствовать некоторые формы композиции у живописцев.

   Первыми фотографами-портретистами нередко выступали художники, образованные в области искусства люди. В России, например, С. Левицкий, А. Деньер, В. Каррик, несколько позже А. Карелин. Немало фотографов вышло из среды живописцев, обучавшихся в Академии художеств.

   И в современной фотографии, даже выполняя фотографии вне студии, фотографы заимствуют элементы композиции, приемы освещения, характер заполнения плоскости изображения из опыта живописи. При съемке портрета я использовал отражатель, постарался заполнить кадр в соответствии с правилами композиции, задний план сделал «размытым», чтобы он не отвлекал внимания.

 

Портрет Никиты
   Во второй половине прошлого века широко распространилась профессиональная портретная фотография и оттеснила былые художнические устремления первых мастеров светописи.

   Некоторые портретисты, оставшиеся верными фотографическому искусству, начали искать опору своим устремлениям в новых стилях живописи и графики. К концу 19 века фотографы-искатели новых эстетических критериев в фотографии начали подражать манере художников-импрессионистов. Точность изображения перестала удовлетворять мастеров. Появились психологические портреты, снятые мягкорисующей оптикой. Главной стала идея передать настроение, его характер, а не внешнее сходство. В современной фотографии такая идея не потеряла актуальности, наоборот очень важно показать психологическое состояние человека, его внутренний мир. Например на фото  передается именно внутреннее состояние девочки, а не внешнее сходство.

   Важное условие для репортажной фотографии – сцена не постановочна и нет ощущения, что она сыграна, не заметно также присутствие фотографа, и зритель наблюдает сцену напрямую и нет отвлекающих моментов. К концу xix века многие фотографы стали следовать манере некоторых знаменитых портретистов из далекого прошлого, появились такие понятия, как «рембрантово освещение» (направленное освещение пучком света, создание свето-теневого рисунка). В начале нашего столетия на выставках эта разновидность художественной фотографии; — пиктореализм; (от латинского слова pictus – писаный красками), побеждала. В России ратовал за подобные стилистические направления крупный теоретик и мастер фотографии Н.Петров. Это было прогрессивное направление. Оно снова подняло фотографию в лучших образцах до уровня, приближавшего к искусству.
   Еще в 20-х годах прошлого века эффекты мягкорисующей оптики и «обобщение рисунка» за счет выделения важнейшего в портретном изображении очень высоко ценились. И этот стиль удерживал свои позиции под напором нового вида реалистической фотографии для прессы.