Фотогеничность и работа с моделью

Достаточно часто в фотографии приходиться сталкиваться с таким понятием как «фотогеничность». Так бывает еще говорят, оправдывая неудавшиеся снимки. А вот в фотожурналистике редко приходится слышать, что, мол, снимок был бы хороший, но модель оказалась нефотогенична. Обычно говорят, что на снимке слабо выражена эмоция, или не тот типаж лица, не подходит по каким-то критериям. А по сути, видимо, это одно и то же, гармоничность и красоту модели мы оцениваем в соответствии с поставленной фотографом задачи.

А поскольку таких задач обычно много, то и особенности «фотогеничности» в каждом случае оценивается по-разному.

И тут встает закономерный логичный вопрос: подходит ли данный человек для конкретной съемки и образа, или нет?

Вероятнее всего этот термин пришел в фотографию из кино, причем давно, когда кино только зарождалось, и характер персонажей был сильно выражен.

В каждом отрезке времени появляется  свой «идеал». А точнее созданный кем-то «идеал» становится модным и привычным. И вот тогда «фотогеничность» и делает крен в сторону похожести на идеал этого времени. Как то один актер, рассказывая о своей судьбе, поделился воспоминаниями, что в начале своей карьере его приглашали на роли. Но уже на стадии проб отклоняли его кандидатуру  «Нефотогеничное лицо, чересчур светлые глаза, и на экране не будут смотреться». Ему отказывали не за голубые глаза, а потому, что он не соответствовал существовавшим в те годы представлениям о герое.

 Фотография шла другим, отличным от игрового кино путем. Самое главное отличие в том, что она была ближе к жизни. Фотография показывала не Петрова в исполнении Сидорова, а самого Петрова. Ведь он заказчик своего собственного портрета. Его не интересует, что кто-то более фотогеничен, он хотел лично сам выглядеть красиво. В жанре бытового портрета понятие «фотогеничность» если появляется, то подспудно, кого-то легко снимать, кого-то немного сложней.

Из обычного заказного бытового портрета появляется ветка творческая — художественный портрет. У Петрова «картошкой» нос и залысины, но зато как пронзительно смотрит, как умеет слушать, открыто и искренне улыбаться! В облике каждого человека есть свое обаяние и уникальность, и важно понять, в чем она заключается, проанализировать и выразить эти моменты на пользу создаваемому образу. Это и называется творческим поиском фотографа, и фотогеничность портретируемого тут не главное.

Теперь поговорим о модели. Прогуливаясь по выставке живописи, наверное, многим приходили мысли, насколько разными были понятия о красоте лица и в целом о теле в разные эпохи. Женщины, которые вдохновляли художников эпохи Возрождения, таких, как Рубенс, Тициан (рис. 1),

Рис.1. Тициан Вачеллио, эпоха позднего возрождения 1553—1554

мало похожи на идеал для более современных портретистов, например как русский художник Валентин Серов, или французский Джеймс Тиссо (рис.2).

Рис. 2. Весна, Джеймс Тиссо 1865

А ведь что тогда, что в конце xix века, старались передать красоту, грацию. Видимо эти представления могут меняться. Если посмотреть на эталоны красоты в мире, то и сейчас они разнятся у разных народов. В арабских странах, например, красивыми всегда считались достаточно пышные формы, округлый живот, изящные руки и пальцы. А в Индонезии есть племя «ментаваи», так они уверены, что заточенные острые иглообразные зубы очень красивы (Рис. 3.)

Рис. 3. Острые зубы девочки из племени Ментаваи

Чем они острее и тоньше, тем более привлекательна женщина. Ритуал этот не обязателен, но в племени большой процент проходят через такое обтачивание зубов, чтобы больше нравиться мужчинам. Но не только в Африканских странах так издевались над своим телом для создания «идеала» в их понимании. Самое известное такое стремление к «идеалу» было в Европе Викторианской эпохи, с помощью «корсета» (рис. 4)

Рис. 4. Стягивание корсета

Моделировать таким образом додумались первыми французы в Бургундии в XIV в., а Корсет, появившийся в Испании в XVI в., можно уже было назвать орудием для пыток. Это был цельнометаллический корсет, в которым были вмонтированы железные болты для максимального стягивания (рис. 5).

Рис. 5. Железный корсет в средних веках

Женщины сильно, до потери сознания, утягивали грудь, и талия становилась похожа на песочные часы. Такая практика меняла саму форму грудной клетки и приводила к смещению внутренних органов.

Стало быть, понятие красоты это понятие изменчивое. В одно время это гармония пропорций, в другое естественность, жизненность, теплота «неисправленной» натуры. Все мы знаем и периоды, когда художники начали уходить от внешнего сходства с натурой, и на первый план выступал не сам человек, а продукт фантазии художника.

Если заменить в этих примерах художника на фотографа и включить понятие фотогеничности, то и, исходя из сказанного, само это понятие будет очень субъективным. Если художнику или фотографу интересна модель, то он ее «чувствует» и видит творческие способы для воплощения задуманного образа.

Мы, фотографы, поддаемся, как я считаю, заблуждению, что наше видение важней самой модели. Приведу пример – еще в советское время  очень многие снимали известного скульптора, работы все были интересные, яркие, можно даже было понять (по почерку, манере исполнения) какой фотограф снимал. Но несмотря на различие стилей перед зрителем был один и тот же человек, и его личные качества скульптора превалировали, создавали любой из этих образов. И эти образы не конфликтовали, а дополняли друг друга и создавали единое представление о человеке.

Что-то подобное наблюдается и в других видах искусства. Немногие современные актеры обладают талантом вживаться в роль, перевоплощаться. Многие играют «самого себя». Такая бывает сильная индивидуальность. И режиссер умело использует такое амплуа, вставляя роль актера куда нужно, и актер в фильме смотрится гармонично.

Вернемся к теме статьи и попробуем ответить на вопрос, что такое фотогеничность? Раз в фотосъемке участвуют два лица, то и мнения насчет фотогеничности тоже два. Снимаемый решает, нравится ли ему итог съемки,  а фотограф решает, подходит ли данное лицо для конкретной фотосессии или нет. Мнение снимаемого  это мнение, основанное на его вкусах. Фотограф же знает, что любое лицо плохо подходящее для одной композиции, будет замечательно  вписываться в другую. Даже «чудовищу» можно найти применение.

Я думаю, что «неправильность» каких-то черт лица не главное в его выразительности, а важнее это его живость, мимика, подвижность.

Недаром люди интересные, многогранные, талантливые также интересны и на фотографии, и это не зависит от цвета их глаз, волос, наличия морщин. Думаю, через фотографию передается еще и энергетика человека, иначе сложно объяснить влияние некоторых изображений на человека.

Интересен живой человек во всех его проявлениях. «Все гении фотогеничны, ничто другое — не типично». А гений — неповторимость в каждом из нас.